воскресенье, 23 февраля 2014 г.

ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩЕГО

Образование будущего или будущее образования ...


Ускоренные темпы развития индустрии научных знаний, экономики, производства, научно-технического прогресса приводят к необходимости пересмотра содержания школьного образования (которое не в состоянии угнаться за изменениями в обществе), но главное - к необходимости формирования у подрастающего поколения готовности жить в постоянно изменяющемся мире. Эта готовность должна выражаться, в том числе, в:
  • понимании природы современного общества, законов функционирования рабочей организации и роли личности в их развитии [Джон Равен. Компетентность в современном обществе];
  • формировании готовности (мотивации) к выполнению эффективной роли в трудовой деятельности (включиться в трудовую деятельность; влиять на происходящие события);
  • формировании умений анализировать возникающие ситуации в обществе и по месту трудовой деятельности и использовать эти выводы при выборе стратегии собственного поведения;
  • умении проектировать свою роль в разрешении этих ситуаций;
  • осознании необходимости постоянного повышения квалификации в выбранной сфере трудовой деятельности;
  • формировании привычки отслеживать профессионально значимые новости на основе освоенных методов эффективного поиска информации;
  • формировании навыков самообучения: умений эффективного поиска информации, анализа, синтеза, обобщения и систематизации;
  • формировании качеств, связанных с системой личных ценностей (лидерство, инициативность, уверенность в себе, ответственность, партнерство, коллективизм, эффективная работа в сотрудничестве с другими и др.).



Необходимые качества и умения следует формировать уже в школе, на первых ступенях обучения учащихся, базируясь на перечне качеств и умений XXI века. Представляется актуальной проблема формирования у студентов - будущих преподавателей, требуемых качеств, способствование формированию у них нового мышления, основанного, в том числе, на широком использовании проектной деятельности и новых коммуникационных технологий в образовании.

Настоящее сообщение носит мотивирующий характер, демонстрируя будущим педагогам фильмы о технологиях будущего.



Революция в образовании до 2040 г.


Технологии будущего




Метапредметное обучение



Каким будет мир через 20 лет



Bridging our future









Информация к размышлению

Настоятельно рекомендую обратить внимание на весьма интересный документ: "Атлас новых профессий" - альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет  (документ был представлен 18 февраля 2014 г. Агентством стратегических инициатив (АСИ) и Московской школой управления СКОЛКОВО).


28 комментариев:

  1. "В образовании плохие учителя задержались слишком надолго"
    Местами слишком радужно всё, но есть и действительно стоящие вещи.
    Одно НО. Как скоро это придёт к нам? Наша система образования упорно не желает идти по такому пути. Да, есть преподаватели, которые пытаются сдвинуть всё с этой мертвой точки, но их мало. Я думаю, что пока не сменится "состав профессоров из 1940-х и 50-х" на "состав зелёных энтузиастов из конца 90-х и начала 2000-х" ничего толком не изменится.
    И мысль бросить универ во второй раз меня не покидает =)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алексей, а как же тогда быть с обучающимися? Ведь недаром в русском языке есть достаточно много слов, начинающихся с "САМО": самообучение, самоопределение, самореализация, самооценка и т.д. Если проникнуться этой идеей, то откроется внутренний резерв, который позволит плыть вперед, несмотря на рев стихии. Подумайте над этим! Удачи!

      Удалить
    2. Не буду отрицать, что вы правы.
      Но в нашей системе образования, есть конкретные учебные программы и планы. Они подразумевают, что обучающийся ДОЛЖЕН овладеть всем этим. Но ведь люди разные, как и их способности. Кто-то с ходу улавливает все тонкости предмета, а кто-то разобьёт лоб сидя над этим, но так ничего и не поймёт Я, в меру своих желаний, интересов и взглядов, занимаюсь саморазвитием, самообразованием, самосовершенствованием, но это никоим образом не поможет мне в учёбе (конкретно в моём случае). Преподаватели не смогли разжечь искру, преподнести это так, чтобы появилось желание использовать слова начинающиеся с "САМО".
      Итог. Приходишь на пару и отсиживаешь её без интереса и желания. Нет в журнале "Н" - хорошо, есть - плохо.
      Палка о двух концах. Если и идти вышеуказанным путём, то изменять своё мышелние и взгляды должны обе стороны. Обучающие и обучающиеся.

      Удалить
    3. Согласна, Алексей, с Вашим выводом. Должны измениться все участники образовательного процесса. И это должны делать и мы, в том числе

      Удалить
  2. Мое мнение по данной теме несколько неопределённое. Так как, на мой взгляд, нужно менять саму систему образования и отношение к этому у государства. В большинстве случаев у всех педагогов есть определенная программа, заданная министерством, которой они должны придерживаться, и от которой не имеют права отступать, а если такое право и есть, то оно в очень незначительном соотношении. А это иногда не позволяет педагогу в полной мере реализовать свои знания и передать свой педагогический опыт. Возможно, системе образования стоит задуматься, а том, что надо дать свободу выбора педагогом и предоставить им возможность самим организовывать учебную программу в соответствии со своими возможностями и знаниями, при этом ориентируясь на возможности и потребности учащихся и общества.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Veronika! Однако, надеюсь, Вы согласитесь со мной, что если уповать только на Министерство образования, которое не успевает за требованиями общественного развития, то мы скорректируем ответ только на один вопрос "Чему учить". А вот "как учить" - это прерогатива учителя, и свобода здесь неограниченна ...

      Удалить
  3. По моему мнению на учеников / студентов падает большая учебная программа , по которой они обязательно всё должны знать.Люди не роботы ,память подводит , времени свободного нету , поэтому либо нужно придумать программу меньшего размера , либо продлить срок обучения , для полного изучения плана .
    P.S. Илья Цивинский

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не думаю, Ilya, что это выход из ситуации. Мы живем в интересное время, когда знания растут катастрофически быстро и человек с целью своей успешности должен учиться всю жизнь: "Образование через всю жизнь". Поэтому наличие диплома не является гарантией востребованности и успешности специалиста...

      Удалить
  4. Чтобы ответить на этот вопрос мы должны понять все ли в порядке в системе высшего образования. Если все нормально и все участники этого процесса довольны самим процессом, а также результатом, то, конечно, изменений можно не ожидать. Но если есть претензии, особенно у клиентов, то есть, студентов и выпускников, то нужно ожидать изменений.

    Так есть ли проблемы у современного высшего образования? Если нас интересуют только Европа и другие развитые страны то можно предсказать что будут изменения в методологии обучения под влиянием технологии. Но сама система и ее принципы меняться не будут. Причина очевидна. Развитие страны построили хорошую сбалансированную систему образования. Есть возможность отфильтровать талантливых одаренных детей и дать им возможность получить образование бесплатно или по низкой цене. Такая система выглядит относительно справедливой, и, в общем, удовлетворяет требования общества. Конечно, в системе образования в развитых странах есть проблемы. По моему, самая большая проблема это стоимость. Но несмотря на это, дисбаланс не такой серьезный чтобы ускорить изменения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Андрей, в стране много талантливых детей и построена хорошая система их выявления, развития, поддержки. Только бы их талант пригодился на месте - там, где в них вложили знания, помогли развить их талант! Только бы не искали они счастья на стороне! ...
      В то же время границы государств расширились, мы активно говорим о мировом сообществе, толерантности, миропорядке через призму синергетики и т.д. В этих условиях основной задачей воспитания становится воспитание творчески мыслящих специалистов, обладающих высоким творческим потенциалом, формирование умений и качеств человека XXI века. Именно поэтому обучение в школе должно от принципа "следуй за мной" перейти к принципу "веди себя сам". Задача системы образования: создать все необходимые условия для реализации этого принципа. Это будете делать и Вы, Андрей, в том числе. Верю: у Вас получится ...

      Удалить
  5. Да, система высшего образования нуждается в изменениях. Современная система не удовлетворяет потребности мирового сообщества.

    ОтветитьУдалить
  6. Сапраўды, існуючая сістэма адукацыі неэфектыўна для сённяшняга грамадства, якое змяняецца надзвычай хутка. Тая колькасць інфармацыі, што даводзіцца вучыць дзецям, здаецца непад’ёмнай нават для некаторых дарослых. Але больш усяго здзіяўляе, як настаўнікі спрабуюць данесці гэтую інфармацыю да дзяцей. Іх амаль душаць гэтымі ведамі, ды так, што школа ці універсітэт здаюцца дзецям пыткай. Давйце будзем непрадузятымі і паразважаем, на што патрэбна філасофія, напрыклад, праграмістам?
    Так, я згодна з тым, што чалавек павінен быць усестаронне развітой асобай, і дыплом гэта пацвярджае. Але некаторыя людзі з матэматычным мышленнем не маюць асобай цягі да гуманітарных навук і таму экзамен хоць па той жа філасофіі выклікае ў іх вялікія цяжкасці. Мне здаецца, што падобныя прадметы павінны выносіцца як факультатыў, каб усе жадаючыя маглі азнакоміцца без боязні таго, што ім давядзецца яго здаваць. Гэта дапамагло бы студэнтам больш эфектыўна распараджацца сваім часам.
    Я лічу, што ў будучым узнікне такая сістэма, якая будзе дазваляць выявіць які накірунак мышлення у дзіцяці і больш углубленна займацца тымі прадметамі, якія будуць развіваць яго талент, а усе астатнія ён мог бы выбіраць самастойна. Нельга заставіць чалавека вучыць тое, што яму не падабаецца, асабліва, калі ён ведае, што гэта не дапаможа яму ў будучым.
    P.S. Груша Наталья

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Tasha, з вялiкiм задавальненнем прачытала гэты запic - запiс чалавека з неабыякавам стаўленнем да праблем адукацыі. Гэта ўражанне засталося ў душы і цяпер - будучыня беларускай адукацыі аптымістычна, таму што моладзь думае пра гэта.

      Удалить
  7. На мой взгляд в нынешней системе образования есть одна из наиболее важных проблем. Это проблема того, что проходной балл на специальности, выпускающие преподавателей, слишком мал , как итог эти специальности не востребованы. Абитуриенты выбирают специальности, которые выпускают преподавателей, не потому что им это нравиться и они хотели бы с этим связать свою жизнь, а потому что они стремяться получить хоть какое-нибудь высшее образование, ведь это считается престижным в теперешнем обществе. Ведь оно расценивается, как достигнутая цель, которая не для всех достижима, как цель устояться в обществе на достойном уровне.
    Очень жаль, что выбор абитуриентов, набравших наиболее низкий балл, попадает на преподавателей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Действительно, Наталья, это очень важная проблема - качественной подготовки учителей - учителей по призванию, которые будучи преданными своей профессии, вкладывали бы свою душу в дело образования. Решение пока видится в усилении мотивации, повышении престижности профессии

      Удалить
  8. Я думаю, что главная проблема нынешней системы образования – это очень низкий престиж преподавателя, как специалиста и очень часто, как человека. Востребованность в школах, но низкий социальный статус в обществе. Пока это положение не изменится мы будем пожинать плоды не самого лучшего качества.
    К сожалению, негативное отношение к учителю закладывается ещё в школе. Очень часто ученик видит задёрганного различными дополнительными нагрузками человека пытающегося хоть как-то свести концы с концами. Зачастую им просто всё равно, как кто усвоил или не усвоил программу. Конечно в школу приходят и энтузиасты своего дела. Но как сохранить этот энтузиазм когда многие ученики просто не желают и не умеют учиться?! Так же, складывается впечатление, что в современной школе главное не качество обучения, а нечто внешнее: вид, дисциплина учащихся, материальные сборы, заполнение различных бланков и т.д. Пока это не изменится, мы будем иметь низкий проходной балл на педагогические специальности. Потому что туда идут те, кто не прошёл на более престижную специальность.
    Очень жаль, что нынешний учитель – это зачастую не призвание, а просто шанс получить высшее образование.
    Ну и конечно нужно менять систему образования. Я считаю, что в старших классах нужно ввести дискретное образование по специальности (специализированные классы абсолютно не решают данную проблему). Разделить учеников на технарей и гуманитариев с упором на определённые учебные дисциплины. Активнее привлекать психологов к выявлению тех или иных способностей учеников.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Валентина, Ваши размышления как человека неравнодушного, говорят мне о том, что Вы-то будете в школе энтузиастом своего дела, и небезразличны к судьбам детей, качеству образования. А из искры, как известно, возгорится пламя...

      Удалить
  9. Полностью согласен с Сорокой Натальей. Из-за низкого проходного балла большинство(!!!) поступает в университет именно на преподавателя математики и информатики(про остальных преподавателей, например, физики, не буду утверждать). Что бы получить хотя бы какое-то, но высшее(!!!) образование, т.к. этого требует система, что бы устроиться на более-менее работу. Либо этого требуют родители. Или, что ещё лучше, «откосить» от армии.
    Однако, в этом «большинстве», которое из-за малого балла по ЦТ поступили на преподавателя, есть и способные люди. Тем самым я хочу сказать, о абсолютном несовершенстве системы ЦТ. Абсурдная идея, что бы все школьники, вместо знаний, математической грамматики и культуры, получали ничего, т.е. подготовка к вопросам по ЦТ — это ничто. Она, эта подготовка, как правило, не даст никакого понимания/логики рассуждений. Да и набрать минимальный балл(15/100) это очень мало и можно с закрытыми глазами «натыкать», главное попасть крестиком в квадратик. В корень неверная политика государства, либо совсем сырая, недоработанная идея, а мы — дети 21века, как подопытные крысы, которые тестируют её на себе. ИМХО.
    А если взять преподавателей «старой закалки», то там тоже не всё так гладко. Человеческий фактор. Какие-то личные неприязни к ученику — неприемлемо, однако есть. И очень распространённая проблема. Так же нет не то, что бы индивидуального подхода к ученику, но и культуры.(Могут быть очень грубыми/сказать что-то не то, но детская психика может и не выдержать).А пример можно взять из выступления stand-up комика, прикреплённого к теме, про пожарника, но малец из рассказа всё же не опустил рук и добился своего. Но таких случаев много и далеко не о пожарниках. Поэтому настоящий преподаватель должен быть начитан и тактичен, к сожалению сейчас таких мало.
    P.S. Всё написанное выше относиться только к преподавателям в школах. В университете претензии, как правило, только к ученикам, т.к. здесь преобладает больше самообучение, а преподаватель лишь должен дать материал и по мере заинтересованности учащегося помочь разобраться в этом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Максим, за откровенность, порой и жестокую по отношению к педагогом, но зато правдивую. Вы правы во многом. Проблемы есть на каждом уровне образования. Вот начать бы все делать по-новому в образовании начиная с дошкольного возраста, младшего школьного и т.д., и тогда в вуз будут приходить полноценные выпускники (если, в том числе, откажемся от ЦТ).

      Удалить
  10. Я соглашусь с Александром Бандысико,он правильно сказал,что(я его процитирую) система высшего образования нуждается в изменениях. Современная система не удовлетворяет потребности мирового сообщества. Но если честно,это мое личное мнение, что все еще зависит от самого человека,Хочет ли он быть образованным, все развитой личностью. Хочешь получить высшее образование стремись к этому. хочешь стать профессионалом в своем деле, так стремись.Ничто не произойдет "по щючему велению". если ты сам не приложишь к этому свое усилие.
    Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили.
    А. Эйнштейн

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - все, что может сделать учитель, это указать дорожки (Олдингтон Р.)

      Удалить
  11. Как и Максим(в том числе я соглашаюсь с ним)я полностью поддерживаю Наташу Сороку,ибо даже дело не в престиже,а просто в наличии образования,сейчас куда можно идти работать без всякого образования.И да наверняка большинство людей ,поступающих на преподавателей,просто поступают,чтобы отучиться,и большая часть таких людей,не будут работать по специальности.Да и конечно,чтобы эта профессия была актуальна и востребована,я думаю,нужно хоть какие-нибудь плюсы,ибо сейчас от такой работы только тяготы одни.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конфуций сказал: "Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три" - можно ли научить человека, если он не хочет? можно ли человека заставить сделать что-то, если он не может? Мотивация к учебе: дома, в школе, в обществе, учиться с пеленок и стремление к получению знаний превратится в привычку

      Удалить
  12. Лично мое мнение, что проблема образования в нашей стране заключается в том, что многие поступают в университет не ради желания получить высшее, а хотят просто "откосить" от армии и или "тупо" потому что заставили родители. Мне кажется что решением было бы как нибудь повысить престиж профессий которые есть в университете, в том числе и заработную плату. Тогда у молодежи появится желание учиться и цель, реальная цель в жизни.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поставь над собой сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя (В. Сухомлинский)

      Удалить
  13. По моему мнению, безусловно необходимо вносить некоторые изменения в системе образования, но эти изменения должны повлиять не только на преподавателей, но и самих учеников. Программы становятся всё сложнее и дети за частую не справляются с ней, а это влечёт к тому, что обучение становится просто неинтересным для самих детей. Ведь какой может быть интерес или рвение у ребёнка к чему-то непонятному. Моё мнение сводится к тому, что детям нужно объяснять на их понятном языке. Сейчас нашу жизнь невозможно представить без технологий, так почему бы и не сделать какие-нибудь обучающие программы ,чтобы ребёнок не просто сидел и "заучивал" какие-то непонятные формулы, которые, по его мнению, не понадобятся в жизни, а чтобы в этой самой программе (возможно даже виде игры) ему объяснялись и формулы и как их можно применять в повседневной жизни.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень разумны Ваши рассуждения, Veronika! Нацеленность на практико-ориентированное обучение, когда ученик будет видеть значимость изучаемого материала, усилит мотивацию школьников. Ну а если все подкрепить информационными и компьютерными технологиями, успех обеспечен (ну, почти обеспечен)

      Удалить