четверг, 2 мая 2013 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ


Введение

Необходимость модернизации подготовки студентов университета обусловлена, прежде всего, необходимостью ориентации образования на новые требования социально-экономического и общественного развития, широкого использования в образовательной среде новых возможностей компьютерных технологий и устранения отставания университетского образования от новейших достижений педагогических, компьютерных и других наук. Особенно это важно в условиях подготовки будущих преподавателей математики и информатики, что связано с необходимостью их адаптации к реформированию школьного образования и вхождения в образовательный процесс в измененных, и постоянно изменяемых, условиях.

Рекомендации ЮНЕСКО по содержанию ИКТ-компетентности учителей математики и информатики предусматривают синтез следующих направлений информатизации учебного процесса [1, с. 5]:
-     применение информационно-компьютерных технологий (формирование у студентов навыков использования ИКТ для повышения эффективности учебной и будущей профессиональной деятельности);
-     освоение знаний (усвоение содержания школьных курсов математики и информатики и формирование навыков их применения для решения практических задач);
-     производство знаний (формирование умений оказания помощи учащимся в порождении новых знаний, необходимых для гармонического развития личности и общества).
В контексте выделенного, наиболее значимым нам представляется формирование у будущих учителей навыков самообучения, способности осваивать новые информационные технологии, формируя, таким образом, новые знания и умения, новые способы их использования для развития компьютерной грамотности школьников и обогащения учебной образовательной среды. Данный тезис наиболее соответствует одной из ведущих современных идей развития образования в рамках конструкции «образование через всю жизнь». Это принципиально важно также в связи с постоянно растущим набором программных средств, позволяющих оптимизировать учебный процесс при наименьших временных затратах.
Среди таких программных средств выделяется категория информационных технологий в виде сервисов и Web-приложений под брэндом Google:
-     веб-альбом Picasa для размещения фотографий в сети;
-     почтовый клиент Gmail – универсальное средство для управления корреспонденций, включая пакет Google Docs для работы с письмами в offline-режиме;
-     служба Google Groups для группировки переписки и создания групп обсуждений;
-     Google Chat – для обмена мгновенными сообщениями;
-     Google Reader – для получения новостей по подписке;
-     Google Blogger – сервис для создания блогов и др. [2].
Эти средства, объединенные термином «Web 2.0 инструменты для работы со знаниями», предназначены для организации коллективной деятельности в условиях образовательной среды учебного заведения. Овладение ими будет способствовать формированию у студентов умения использовать сетевые коммуникации и среды для сотрудничества и сетевого взаимодействия учащихся при выполнении совместных проектов и коллективной учебной работы, что входит в состав компетенций учителя общеобразовательной школы [1, с. 33].
В статье рассматривается опыт работы автора по использованию инновационных технологий для формирования у студентов навыков коллективной деятельности в разрезе требований образовательных стандартов и типовых программ учебных дисциплин.

Авторский подход к решению проблемы

Формирование у студентов навыков коллективной деятельности осуществляется в системе подготовки студентов Гродненского университета специальности «Математика» в нескольких направлениях:
-     в курсе «Методы программирования и информатика» (2 курс): организация совместной деятельности в сети Интернет через Google-документы, тестирование, опросы и комментирование сообщений в блогах, знакомство с примерами использования технологий Google, попытка самостоятельного освоения и создания собственного ресурса (документа, блога, группы и др.);
-     в ходе вычислительной практики (2 курс): представление в wiki-среде отчетов студентов по итогам практики;
-     в курсе «Методика преподавания информатики (3 курс): организация проектной деятельности и представление проекта в wiki-среде;
-     в ходе педагогической практики (4 курс): коллективная работа с Google-документами, использование материалов блогов, создание блогов, использование сервисов Web 2.0, апробирование освоенных технологий на уроках информатики.
Новые компьютерные технологии используются нами на этапах предоставления студентам требуемых учебных материалов, их обсуждения, оформления результатов учебной деятельности обучаемых. Это способствует формированию навыков партнерского взаимодействия всех участников образовательного процесса в системе «преподаватель – студент(ы)», «студент – студент(ы)» на основе практико-ориентированных и деятельностных технологий обучения, где содержание образования направлено на формирование деятельности, основанной на информации. В качестве основных источников информации выступают образцы решения практико-значимых задач с использованием новых компьютерных технологий.
Анализ собственного опыта обучения информатике и методике ее преподавания свидетельствует, что наиболее продуктивными инновационными педагогическими методами обучения являются деловые игры и метод учебных проектов [3]. Последний основывается на исследовательской деятельности студентов по решению задач из предметной области «информатика» и способствует их профессиональному становлению, формированию устойчивых навыков коллективной работы.
Каждый студент в процессе работы над проектом в рамках контролируемой самостоятельной работы осваивает дистанционный курс из серии «Элементы» («Метод проектов») на образовательном портале «Галактика» (http://edugalaxy.intel.ru/index.php?act=elements), что способствует развитию у студентов навыков самообучения.


В целом, работа над проектом распадается на несколько этапов, по каждому из которых осуществляется промежуточный контроль.
На этапе планирования учебного проекта в курсе «Методика преподавания информатики» преподаватель предлагает студентам ознакомиться с примерами проектов, сформулировать тему самостоятельного учебного проекта, его основополагающий и проблемные вопросы, обсудить в мини-группе элементы проекта с учетом требований образовательных стандартов, учебной программы по информатике и особенностей возрастной группы учащихся, подготовить требуемые электронные ресурсы, спланировать самостоятельную деятельность учащихся.
Следующим этапом в разработке проекта является осуществление исследовательской деятельности, где студенты в мини-группах выступают в роли исполнителей проекта (учащихся). Они создают материалы по проекту (презентации, публикации, блоги или др.), а также критерии их оценивания; выполняют оценку созданных материалов по этим критериям. Кроме того, студенты разрабатывают дидактические материалы учителя для исследовательской работы учащихся (инструкции, шаблоны, образцы или алгоритмы учебной деятельности, схемы и т.д.).
На этапе создания методических материалов студенты с целью организации и сопровождения проектной деятельности создают материалы для всех участников проекта (учащихся, учителей-предметников, родителей, администрации). Основная цель этого этапа: демонстрация идей проекта и привлечение к нему внимания общественности.
Разработка плана проведения проекта предполагает осуществление анализа всех подготовленных материалов и их корректировку, заполнение визитной карточки проекта, обсуждение возможностей эффективной работы учащихся в компьютерном классе, в библиотеке/медиатеке, с использованием домашнего компьютера и др.
Цель защиты проекта: ознакомление однокурсников с содержанием и реализацией проекта, обучение представлению и защите проекта, подведение итогов его разработки. Для оценки проекта используется оценочная таблица, которую заполняют все студенты в соответствии с разработанными критериями.

Некоторые проблемы

Основные трудности в организации и осуществлении проблемной деятельности студентов в Гродненском университете мы связываем с:
-  их психологической неготовностью к деятельности такого рода, основанной, прежде всего, на ориентации студентов на известные им стандарты преподавания в школьной практике (отсутствие опыта проектно-исследовательской деятельности);
-  недостаточным уровнем сформированности системного мышления, интегрирующего знания из различных наук и общего представления об окружающей действительности.
Студенты испытывают затруднения при формулировке темы исследования, выделении основополагающих вопросов, ответы на которые призваны выявить наличие понимания содержания темы, учебного предмета, его связи с другими дисциплинами и реальной действительностью. Проблематичным является также создание критериев оценивания результатов проектной деятельности, что свидетельствует о недостаточном усвоении оценочного инструментария или о неумелом его использовании, недостаточном уровне критического мышления, неумении выделить основные показатели (признаки) оценивания, подобрать наиболее адекватную информационную технологию.
При этом мы рассматриваем критическое мышление как самонаправляемое, самодисциплинируемое, самооценивающее и самокорректирующее мышление [4], помогающее планировать, оценивать, реализовывать и корректировать деятельность собственную и учащихся в условиях эффективной коммуникации. В связи с этим подчеркнем значимость использования интерактивных элементов обучения, например, стратегии З-Х-У (Знаем-Хотим узнать-Узнали). Использование данной стратегии помогает обучаемым осмыслить имеющийся объем знаний и умений по теме проекта, самостоятельно сформулировать цели урока, выполнить рефлексию собственной мыслительной деятельности.
Соответствующие компетентности формируются у студентов в ходе работы над проектом. Навыки обучения и самообучения отрабатываются в рамках циклового планирования, где под циклом понимается циклично повторяющаяся на каждом этапе создания проекта логика познавательной деятельности учащихся и обучающей деятельности учителя [5]. Циклическая дидактическая спираль позволяет конкретизировать, углублять, расширять имеющиеся наработки, совершенствуя их и согласуя содержание всех структурных компонентов проекта.
Психологическая настройка студентов на проектную работу осуществляется нами через специальные опросы, публичные материалы и обсуждения в блогах, например, http://ru.netlog.com/nina_october, http://seminargrgu.blogspot.com.
В последнее время наблюдается изменение отношения студентов к проектной деятельности, повышение уровня критического и системного мышления, творчества и интеллектуальной активности и других навыков, составляющих ИКТ-компетентность учителя математики и информатики.

Выводы

Необходимость адаптации студентов университета – будущих  преподавателей математики и информатики к реформированию школьного образования требует необходимости формирования у них навыков самостоятельного порождения новых знаний. Эффективным средством достижения этого, как свидетельствует наш опыт, является широкое вовлечение студентов в проектную деятельность с использованием инновационных компьютерных технологий.


Список литературы

1. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. – UNESCO, 2011© Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation). Напечатано в Российской Федерации при поддержке ООО Майкрософт Рус. – 2011. – 115 с.
2. Web-технологии WEB 2.0 / Школа успешного учителя. Активная методическая помощь педагогам. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu-lider.ru/web-texnologii-web-2-0/.
3. Макарова, Н. П. Роль и место интерактивных педагогических технологий в вузовском преподавании (на примере курса «Методика преподавания информатики») / Веснiк Гродзенскага дзяржаўнага унiверсiтэта iмя Янкi Купалы. – Серыя 3. – 2009. – № 2. – 140–142.
4. Загашев, И. О. Критическое мышление: технология развития / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб:  Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284 с.
5. Новые педагогические технологии. Курс дистанционного обучения для учителей. Обучение в сотрудничестве / Е. С. Полат. – © Российская Академия образования. Институт общего среднего образования. Уральский региональный центр FREEnet. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/. 

(mcIT-2013. «Современные информационные компьютерные технологии» 22 - 25 апреля г. Гродно)


2 комментария:

  1. Нина Петровна! Ваши студенты - молодцы! Я Вас поздравляю с успешным завершением работы над проектами! Будем надеяться, что студенты смогут использовать их во время педагогических практик. А приобретенные на занятиях по методике преподавания информатики умения - в своей педагогической деятельности.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Лилия Львовна! Уверена, так и будет!

      Удалить