суббота, 17 февраля 2018 г.

Размышления над повестью

Посвящается участникам Марафона "Купаловские проекты"
(Из сохраненного с Галактики Intel, edugalaxy.ru)
2016 год богат на многие юбилеи. Среди юбиляров - писатель Ричард Бах. Ему исполнилось 80 лет. 

Не помню, где и когда познакомилась с творчеством всемирно известного американского писателя 
Ричарда Баха. Но он сразу пронзил своей искренностью, умением видеть мудрость жизни, постигать секреты ученичества.
Всё это было в его произведении - повести-притче 
"Чайка по имени Джонатан Ливингстон".

Летчик, писатель, журналист, публицист, потомок известного композитора Иоганна Себастьяна Баха, неисправимый мечтатель и фантазёр...
Откуда он мог знать, что ...
чем выше летает чайка, тем дальше она видит: небеса - это не место и не время, это достижение совершенства… Смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства и рассказать об этом другим.

Учись сам, и то, чему ты научился, расскажи другим. 
... на одной вере далеко не улетишь... Нужно точно знать, как это делается практически.

Знания, и затем уже практические умения и навыки. В школьной практике можно вести речь хотя бы о первичных знаниях, достаточных для формирования практических умений по заданному алгоритму через исследовательскую деятельность.
... постарайся постичь, что такое Любовь... Чайка Джонатан был рожден для того, чтобы быть учителем. Он видел то, что было для него истиной, и реализовать любовь он мог лишь раскрывая свое знание истины перед кем-нибудь другим — перед тем, кто искал и кому нужен был только шанс, чтобы открыть истину для себя.

Есть Учитель, будут и Ученики. Учитель всегда там, где он нужен. С бесконечной любовью к профессии, к детям, несмотря ни на что, а вопреки. Увидеть в Ученике его страх, неудовлетворенность, одиночество, боль. Не оттолкнуть. Обнять его, пусть даже взглядом, растопить лед неуверенности, помочь увидеть ориентиры, и ненавязчиво поддерживать в его продвижении.
Научись видеть в них истинную Чайку, воспринимая то лучшее, что в них есть, и помогая им самим это лучшее рассмотреть. Вот что я имел в виду, когда говорил о любви.
Он старался выглядеть строгим перед учениками, но вдруг увидел их всех такими, каковы они были в действительности, он рассмотрел их истинную сущность. Начинался его собственный путь знания


Обучая, обучайся сам.
"Совершенство же не может иметь пределов", - уверен Ричард Бах.

Думается, что повесть Ричарда Баха обращена к неведомому в глубинах человеческой души. Это желание обрести более объемный взгляд на бытие. Это повесть о совершенной жизни, путь в которую лежит через головокружительные взлеты и падения, трудные полеты в поиске истины.

Повесть принесла автору мировую известность и любовь читателей. Чайка по имени Джонатан Ливингстон воспринимается как символ беспредельных возможностей всякого человека, умеющего мечтать, стремящегося к совершенству и любящего жизнь. "Чайка" остается шедевром, чарующим своей поразительной красотой, вдохновляющей на поиск истины, работу над собой, развитие духовности.

Известна ли Вам, уважаемые коллеги, другая книга, кроме "Чайка по имени Джонатан Ливингстон", в которой дается ответ на извечные вопросы: Что мы делаем на этой планете? Куда мы идем? 
Какое литературное произведение произвело на вас неизгладимое впечатление?

В статье 
"10 книг по педагогике, которые нужно прочитать этим летом" О.В. Урсова рекомендовала повесть Р. Баха для прочтения в 2014 году. Прочитали ли? Ваши впечатления?

Просматривая в Интернете материалы о повести, обнаружила достаточно много видео-спектаклей детских театральных студий. Причем, не встретилось двух одинаковых исполнений. Неизменным остается текст, однако в каждый спектакль дети привнесли что-то свое. А это означает, что прочувствовали, пропустили через себя, осмыслили. Они в поиске истины. И своё видение выносят на суд зрителей, чтобы еще раз осмыслить, понять, в чем смысл Пути.

Вспомнились мои школьные годы. Участвовала в школьных спектаклях. Особенно запомнилась роль жены Тонкого в спектакле "Толстый и тонкий" по-Чехову". Почему именно она? Пожалуй, потому, что роль была безмолвной, и нужно было всю гамму чувств отобразить на лице. А это, ой, как не просто!
Участие в спектакле - воспитание через искусство. Ненавязчивое. Не прямое, а косвенное, а значит, не встречается учеником в штыки.
А что заменит совместную творческую работу?! Обсуждения, споры, репетиции...

Уважаемые коллеги! Есть ли у Вас такой же опыт? Есть ли в вашей школе театральная студия? кружок? какие спектакли там ставят? 

Много вопросов ждут ответов...

Еще о "Чайке" (немного ссылок):
1. Ричард Бах "Чайка по имени Джонатан Ливингстон". Спектакль - победитель Всероссийского конкурса, 9 класс частной школы "Взмах", Санкт-Петербург 
ссылка
2. Буктрейлер по произведению Ричарда Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон", автор Евгения Мурзина, 
ссылка
3. Буктрейлер по произведению Ричарда Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон", автор Светлана Спиридонова, 
ссылка
4. Ричард Бах - Чайка по имени Джонатан Ливингстон (В.Вихров), аудиокнига, 
ссылка
5. Фильм: Чайка по имени Джонатан Ливингстон, 
ссылка
6. Спектакль-тренинг студентов курса Л.В. Садовского "Мастерская55" ХНУИ имени И.П. Котляревского, 
ссылка
7. Психологический театр пластической импровизации "АКМЕ", 
ссылка
8. Спектакль студии воспитания искусством РГДБ по книге Ричарда Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон". Руководители студии: Наталья Мирошкина и Елизавета Рыжикова, 
ссылка
9. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Лауреат премии "Триумф" С. Карякин (Москва), Лауреат международных конкурсов Хироко Иноуэ (орган), 
ссылка
10. Пластическая фантазия, постановка О. Завьяловой, 
ссылка
11. Театральная студия "Я - Актер!", постановка Анастасия Коваленко, СПбГУКИ, 
ссылка
12. Театральная студия "Эльф", 
ссылка
13. Театр-студия "Вдох", 
ссылка

Комментариев нет:

Отправить комментарий