четверг, 17 декабря 2015 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  
КРАСОТА В ИСКУССТВЕ, НАУКЕ И ЖИЗНИ
в контексте политики в области воспитания  
в Республике Беларусь


В рамках Проектного Инкубатора ПИ 2015 после разработки и апробации ряда учебных сетевых проектов группой авторов проектов эстетической направленности была подготовлена Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Красота в искусстве, науке и жизни" для обучающихся основной школы. Данная программа размещена на сайте "Путеводитель по учебным сетевым проектам".
Ответим белорусским педагогам на вполне закономерный вопрос: 
представляет ли данная программа интерес для белорусской школы? 
можно ли строить проектную исследовательскую деятельность на основе этой программы?


                                                 

Ответ положительный, так как ...

Целью воспитания в Республике Беларусь является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Среди задач воспитания выделяется формирование нравственной и эстетической культуры. Эстетическое воспитание направлено на формирование у обучающегося эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного, и является одной из основных составляющих воспитания (Кодекс Республики Беларусь об Образовании. Статья 18. Воспитание в системе образования).

       "Эстетическое воспитание предполагает развитие эстетической культуры – элемента культуры человечества, способствующего преобразованию высших эстетических ценностей (красоты, совершенства, гармонии, созидания, творчества) в субъективные потребности личности обучающегося. Содержание эстетического воспитания включает усвоение искусствоведческих знаний, воспитание эстетического отношения к природе и искусству, развитие эмоциональной сферы личности художественными средствами, приобщение обучающихся к отечественной и мировой художественной культуре, развитие и реализацию творческого потенциала детей и учащейся молодежи. Условия эстетического воспитания: реализация эстетических потребностей личности в эстетизации среды жизнедеятельности; соблюдение единства эстетического и нравственного воспитания; эстетика общения: красота поступка, речи, уважение достоинства личности, культура выражения чувств; формирование ценностного отношения к художественному творчеству, традициям своей страны; стремления к их освоению и сохранению".

Продемонстрируем актуальность программы курса внеурочной деятельности "Красота в искусстве, науке и жизни" для белорусской школы на примере учебного сетевого проекта "Красота учебного труда": сайт проекта.
В рамках проекта учащиеся выполняют задания по проектированию символики школы, атрибутов учебного труда, проекта учебного помещения, моделированию ученической формы учащихся с учетом традиций местности, требований эстетики и других факторов (первый этап). В результате выполнения заданий данного этапа у учащихся развивается эстетическая культура, формируется ценностное отношение к традициям родного края.
На втором этапе происходит знакомство с канонами человеческой красоты и красоты человеческих отношений на основе анализа произведений отечественной и мировой художественной культуры, семейных и культурных традиций, нравственных норм поведения (этап 2).
Умение видеть красоту на уроках в любимом учебном предмете с опорой на эстетическое восприятие окружающей действительности и через творческий характер учебной работы завершает участие учащихся в данном проекте (этап 3). 

Решение воспитательных задач на каждом этапе проекта "Красота учебного труда":




Итак, не только МОЖНО, но и непременно НУЖНО, белорусским педагогам, наравне с другими, участвовать вместе со своими учащимися в учебных сетевых проектах эстетической направленности - в проектах Маршрута "Красота в искусстве, науке и жизни".

1 комментарий: