Посвящается участникам Марафона "Купаловские проекты"
(Из сохраненного с Галактики Intel, edugalaxy.ru)
Он
и его коллеги - Сергей Олегович, Мария Петровна, Оксана Вячеславовна и Кирилл
Аркадьевич, решили поработать в режиме самообучения. Тем более, что
накануне Марафона «Купаловские проекты», прошел тренинг «Оценивание в
сетевых проектах» и были доступны материалы сайта тренинга
и его форума.
Следуя рекомендованному плану выполнения заданий ШАГа 5, Степан Иванович наметил такой план своей работы:
1) посмотреть на проблему оценивания широко с разных точек зрения;
2) ознакомиться с примерами критериев оценивания;
3) подготовить план оценивания результатов работы учащихся на одном, наиболее понятном для него, этапе своего сетевого проекта.
Вообще проблемы оценивания результатов и достижений учащихся давно беспокоили Степана Ивановича. Часто он оказывался неудовлетворенным реакцией учеников и родителей на выставленную отметку. Да и сам понимал, что далеко не всегда она соответствовала реальному положению дел в целом. Кроме того, часто отметка начинала срабатывать как приклеенный ярлык и автоматически переносилась на личность ученика, сказывалась на межличностных отношениях в школе, дома, что совершенно не способствовало развитию личностных качеств школьника.
Перечитывая главу V «Технологии педагогической оценки деятельности и достижений детей» электронной книги «Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности» (автор Коротаева Е.В.), знакомой ему еще со студенческой скамьи, Степан Иванович с удовлетворением обдумал идеи о безотметочном обучении, предложенные известными писателями, учеными, педагогами М.В. Ломоносовым, Л.Н. Толстым и др.
- С течением времени изменяется система образования. Должна изменяться и система оценивания, - рассуждал Степан Иванович. – Если говорить о проектной деятельности, когда при выполнении задания работает команда, то хорошо бы иметь некоторые критерии оценивания конечного результата, которые позволят определить, насколько близко этот результат приблизился к идеальному образцу.
Это же он наблюдал и в рекомендованных руководителями Марафона примерах оценивания.
- И не отметки ставить, а использовать элементы игрофикации: какие-то бейджи, символы, вымпелы, присваивать звания или статусы командам.
- А если к определению критериев оценивания привлечь школьников, - размечтался Степан Иванович, - то это будет способствовать формированию у них навыков самооценивания, что крайне важно уметь делать в будущей взрослой жизни.
- Что можно оценивать на основании критериев? Знания и понимание учебного материала. Далее, это может быть мышление в ходе исследовательской работы. Коммуникация: внутренняя (взаимодействие учащихся в команде) и внешняя (взаимодействие с учителем)...
Степану Ивановичу всё больше и больше нравилась идея привлечения учащихся к составлению критериев оценивания.
Он вернулся к своему сетевому проекту «С математикой по жизни».
- Буду готовить критерии оценивания продуктов и деятельности учащихся при выполнении заданий для ответа на проблемный вопрос «Как решить бытовые задачи с помощью математики?». Возможно, позже я переформулирую этот вопрос, например, так «Как математика помогает решать бытовые задачи?». Но пока оставлю в прежнем виде.
- Итак, на этом этапе я предложу командам рассмотреть проблему с двух сторон:
1) решение старинных задач бытового
характера, заимствованных из литературы (здесь они должны сами покопаться в
книжках, сделать выборку задач, а затем решить их);
2) решение текущих домашних бытовых задач по согласованию с родителями.
- Что здесь можно оценивать? Количество задач, взятых из книги "Старинные задачи"; соответствие формулировки задач заданию; количество решенных задач; общее количество использованных методов решения; количество задач, решенных несколькими способами; проведен ли опрос родителей; сделан ли анализ опроса; при решении задач были ли сделаны рисунки (анимация); есть ли фотографии; создана ли публикация; размещена ли она на совместном ресурсе.
- Я могу дать командам список некоторых критериев для выбора и предложить дополнить его другими критериями. Например, это может выглядеть так:
- Что здесь можно оценивать? Количество задач, взятых из книги "Старинные задачи"; соответствие формулировки задач заданию; количество решенных задач; общее количество использованных методов решения; количество задач, решенных несколькими способами; проведен ли опрос родителей; сделан ли анализ опроса; при решении задач были ли сделаны рисунки (анимация); есть ли фотографии; создана ли публикация; размещена ли она на совместном ресурсе.
- Я могу дать командам список некоторых критериев для выбора и предложить дополнить его другими критериями. Например, это может выглядеть так:
- Некоторые критерии могу установить жестко, а некоторые предложить на выбор. Команды сделают выбор, будут выполнять задания, а я быстро подготовлю критерии оценивания. Они могут выглядеть, например, так:
Степан Иванович остался доволен своей работой.
- Покажу завтра коллегам, да еще купаловцам-марафонцам.
Истина рождается в споре.
А еще Степану Ивановичу понравилось высказывание, которое было включено в задание от руководителей:
Цитата
Собраться вместе – это начало. Оставаться вместе – это прогресс. Работать
вместе – это успех.
(Генри Форд)
- Вот и будем работать вместе...
Уважаемые Купаловцы-марафонцы!
Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями, которые возникли после прочтения публикации.
Что вам показалось важным? С чем вы не согласны?
Какие советы вы предложите герою очерка?
Купаловские проекты: преодоление 3
Купаловские проекты: преодоление 2
Купаловские проекты: преодоление1
- Вот и будем работать вместе...
Уважаемые Купаловцы-марафонцы!
Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями, которые возникли после прочтения публикации.
Что вам показалось важным? С чем вы не согласны?
Какие советы вы предложите герою очерка?
Купаловские проекты: преодоление 3
Купаловские проекты: преодоление 2
Купаловские проекты: преодоление1
Комментариев нет:
Отправить комментарий